Административное производство в судебном порядке

Содержание

Как ведётся производство об административных нарушениях

Административное производство в судебном порядке

Процесс возбуждения дела за административное правонарушение и этапы его рассмотрения вплоть до обжалования решения суда входят в понятие производства об административных правонарушениях. Каждая его стадия обладает собственными особенностями. В этой статье рассмотрим нюансы их прохождения и весь процесс производства об административных правонарушениях.

Понятие и задачи административного производства

В процессе административного производства важно изучить обстоятельства произошедшего объективно, своевременно и в полном объёме. Следствие и суд ставят целью выявить причины, которые побудили человека совершить данное правонарушение.

Характеристики административного производства включают:

  • Краткость. В отличие от разбирательства по уголовным делам, правонарушения в рамках КоАП РФ расследуюи быстро.
  • Отсутствие обвинителя.
  • Возможность осуществить данное производство разными должностными лицами, а не только судьями.

КоАП РФ в 4 главе определяет порядок производства по административным делам, перечень его участников, их обязанностей и прав. Важной стороной дела является определение предмета доказывания и оценка доказательств. Административный кодекс также определяет обеспечение возбуждения и рассмотрения дел, а также их обжалования и пересмотра.

Ведение дел об административных правонарушениях отведено федеральным властям и субъектам РФ. На уровне субъектов определяют подведомственность нарушений закона. Федеральная власть вправе:

  • Устанавливать порядок административного производства.
  • Порядок исполнения решений, принятых уполномоченными должностными лицами.
  • Подсудность дел.

Административные дела могут быть подсудны не только судам, но и комиссиям по делам несовершеннолетних, а также иным федеральным госорганам.

В отношении производства об административных правонарушениях установлен ряд принципов:

  • Законность.
  • Состязательность. Необходимо доказать вину, но сам подозреваемый не обязан доказывать собственную невиновность.
  • Гласность, что требует открытого рассмотрения дела с доступом других людей к информации о нём.
  • Объективность. Дело необходимо рассмотреть, не занимая чью-либо сторону.
  • Равенство участников дела перед законом.
  • Эффективность процесса – дело нужно рассмотреть с минимумом затрат времени и финансовых средств.

Важный аспект административного производства – наличие особых обстоятельств, при которых производство прекращают или не начинают проводить.

К таким обстоятельствам относятся:

  • Отсутствие правонарушения.
  • Отсутствие его состава. То есть правонарушение совершено, но, например, виновный младше 16 лет, следовательно, он не может быть признан субъектом правонарушения и состав сформировать нельзя.
  • Нарушение возникло в ходе действий при крайней необходимости.
  • Издание акта об амнистии.
  • Положения закона, на основании которых можно было привлечь к ответственности, утратили силу.
  • Смерть нарушителя.
  • Истечение срока давности.
  • Передача материалов дела в прокуратуру.

Российское законодательство определяет закрытый перечень участников административных дел. Ими могут быть:

  • Нарушитель закона.
  • Потерпевший.
  • Представители сторон.
  • Защитники.
  • Уполномоченные по правам бизнесменов, когда затронуты их интересы.
  • Свидетели.
  • Понятые.
  • Эксперты и специалисты.
  • Прокурор.
  • Переводчик, если среди участников дела есть люди, не владеющие языком, на котором ведётся производство по делу.

Не во всех административных делах представлен полный перечень этих участников. Он формируется в зависимости от совершённого нарушения закона.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Любое дело по факту нарушения норм КоАП включает в себя следующие стадии:

  • Возбуждение дела.
  • Рассмотрение случившегося происшествия и всех обстоятельств дела.
  • Принятие решения.
  • Его исполнение.
  • Пересмотр вердикта, если какая-либо из сторон дела будет не согласна с решением.

Каждая стадия имеет ряд обязательных процессуальных действий. Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении может быть:

  • Должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, установило факт нарушения.
  • Граждане или госорганы подали заявление и материалы по факту нарушения в полицию.
  • На основании сообщений в СМИ о совершённом нарушении.

В отличие от возбуждения уголовного дела, административное возбуждают в более простом порядке. Оно возбуждено, когда:

  • Составлен протокол.
  • Есть постановление прокурора.
  • Уполномоченный сотрудник вынес определение о возбуждении дела.

Перечень лиц, которые наделены должностными полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, перечислены в статьях 23.1-23.61 КоАП РФ. Право оформления протоколов также обладает ряд должностных лиц, которые перечислены в статье 28.3 КоАП РФ.

В тексте протокола обязательно указывают:

  • Место и дату его оформления.
  • ФИО и должность оформившего его лица.
  • Сведения о нарушителе.
  • Данные потерпевших и свидетелей.
  • Описание обстоятельств произошедшего.
  • Место и время совершения нарушения закона.
  • Ссылка на соответствующую статью КоАП РФ.
  • Объяснение подозреваемого, данное им в письменном виде.

В случае неточностей в протоколе, закон даёт трое суток на его исправление и ещё сутки на повторную подачу в суд. Судья вправе вынести постановление о прекращении дела на основании ошибок в протоколе.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Наиболее важной стадией является рассмотрение обстоятельств дела. На этом этапе должностное лицо должно изучить все нюансы произошедшего, собрав доказательную базу вины лица, совершившего правонарушение.

При подготовке и оценке материалов должностное лицо устанавливает:

  • Находится ли дело в его компетенции.
  • Правильность составления протокола.
  • Отсутствие интереса должностных лиц в конкретном исходе дела.
  • Нет ли обстоятельств, при которых дело должно быть прекращено.
  • Необходимость сбора дополнительных данных.
  • Ходатайства сторон.

Подготовка материалов по делу заканчивается вынесением определения. В этом документе указывают:

  • Данные лиц, которых нужно вызвать для опроса по делу.
  • Место и время разбирательства по делу.
  • Если в протоколе найдены ошибки, то указывают какие именно и отправляют протокол на исправление.
  • При необходимости материалы на основании определения передают по подведомственности.
  • Также в некоторых случаях указывают факт переноса рассмотрения дела.

В случае неявки лица, которое должно присутствовать при рассмотрении административного дела, уполномоченные сотрудники вправе привести его принудительно.

Рассматривать дела об административном правонарушении можно по место их совершения или по месту нахождения госоргана, который их рассматривает. В отношении несовершеннолетних правонарушителей дела рассматривают по месту их проживания.

Для нарушений, в которых было повреждено транспортное средство, предусмотрен порядок их рассмотрения по месту регистрации ТС.

Компетентные должностные лица обязаны рассмотреть дело в течение 15 дней с момента получения протокола. Если при этом найдут новые обстоятельства, то срок разрешено продлить, максимум на 30 дней.

Отдельно установлен порядок и сроки рассмотрения нарушений, наказанием за которые может быть арест. Судебное разбирательство по ним происходит в день получения протокола. Если нарушитель ранее уже привлекался за нарушение норм КоАП РФ, то его дело рассмотрят в течение 48 часов. Это время он проведёт под стражей.

Данная стадия является определяющей для установления вины обвиняемого и назначения ему наказания.

Нарушитель обязан присутствовать при рассмотрении его дела, за исключением случаев, когда он подал ходатайство о рассмотрении дела без его участия, и ходатайство было удовлетворено судом.

В отношении задержанных за мелкое хулиганство, распитие спиртного и нахождение пьяным в общественных местах, а также уже привлекавшихся к ответственности ранее, такое ходатайство не удовлетворят.

В случае неявки таких нарушителей вердикт не вынесут, а их привлекут к суду в принудительном порядке.

Сам процесс рассмотрения дела проходит следующим образом:

  • Объявление должностным лицом основной информации о себе, деле, нарушителе и статье, по которой его хотят наказать.
  • Проверяют, кто пришёл на заседание суда, а кто не явился.
  • Проверяют были ли уведомлены стороны о заседании по делу.
  • Уточняют полномочия представителей и защитников.
  • Объясняют права и обязанности сторон.
  • Рассматривают отводы и иные заявления сторон.

По ряду причин заседание может быть перенесено. Это делает, когда:

  • Судья взял отвод.
  • Участники дела заявили отводы экспертам.
  • Нужно собрать дополнительные материалы по факту правонарушения.
  • Суд вынес постановление о приводе не явившегося правонарушителя.
  • Дело передают по подведомственности.

При продолжении рассмотрения дела, будут прочитаны сведения из протокола. Оценка доказательств позволяет суду оценить:

  • Факт совершения правонарушения.
  • Обстоятельства его совершения.
  • Вину подозреваемого.
  • Размер ущерба.
  • Смягчающие обстоятельства (если таковые есть).
  • Наличие причин, исключающих производство по делу.

В качестве доказательств выступают данные, полученные в ходе опроса потерпевшего, обвиняемого, свидетелей и экспертов, а также документальные, аудио, фото и видеоматериалы.

По результатам рассмотрения дела составляют документ, форма которого зависит от учреждения, которое данный документ составляет. Если дело рассматривает не суд, а комиссия по делам несовершеннолетних, то итоговым документом будет протокол. В нём содержится следующая информация:

  • Место и дата рассмотрения дела.
  • Состав сотрудников госоргана, рассмотревшего дело.
  • Обстоятельства произошедшего.
  • Данные участников процесса.
  • Результаты ходатайств и отводов.
  • Показания по делу.
  • Результаты изучения документов.

В конце председатель и секретарь заседания ставят подписи.

Суд по результатам рассмотрения административных дел выносит постановление. В нём указывают:

  • ФИО, должность и адрес должностного лица, которое это постановление подписало.
  • Место и дата его рассмотрения.
  • Сведения о правонарушителе.
  • Обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
  • Ссылки на статьи КоАП РФ по которым привлекли виновного.
  • Решение и порядок его обжалования.

Дополнительно в постановлении может быть информация об изъятых у виновного вещах.

Виды производства об административных правонарушениях

Исходя из объёма и сложности дел, производство по ним бывает обычным, упрощённым и особым.

При обычном производстве дело проходит все стадии: возбуждение, рассмотрение, исполнение решения и его пересмотр.

Особое производство включает дополнительную стадию – административное расследование. Оно необходимо в случаях, когда:

  • Решение уже было обжаловано.
  • Дело возбуждал прокурор.
  • Обвиняемым по делу является прокурор, судья, депутат и иные специальные субъекты.

Упрощённый порядок производства обходится без выделения стадий. Штраф выписывают на месте правонарушения. Также при упрощённом порядке разбирательства административного правонарушения могут наказать предупреждением. Штраф и предупреждение выносят на основании постановления, которое уполномоченное лицо выносит прямо на месте фиксации нарушения.

Источник: https://ruadvocate.ru/ukrf/kak-vedyotsya-proizvodstvo-ob-administrativnyx-narusheniyax/

Производство по делам об административных правонарушениях в суде: принципы, стадии, сроки

Административное производство в судебном порядке

Основной целью административного производства является своевременное полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в точном соответствии с законом и обеспечение своевременного и точного исполнения вынесенного постановления.

Производство по делам об административных правонарушениях в суде осуществляется на следующих принципах:

  • равенства перед законом, означающего, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;
  • презумпции невиновности, гласящей, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана, и подлежит административной ответственности только за те административные : правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением правонарушений в области дорожного движения, в тех случаях, когда такие правонарушения были зафиксированы работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
  • обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, гарантирующем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом;
  • объективности, гласности, открытости, ведения дела на национальном языке, права пользоваться услугами адвоката, экономичности процесса, права обжалования решений.

При подготовке к рассмотрению дела судье необходимо выяснить:

  • относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела» имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
  • правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные АПК, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие, производство по делу;
  • достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу и имеются ли ходатайства и отводы.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, выясняя ряд вопросов, оформляет принятые решения и виде определения или постановления. В виде определения принимаются решения, носящие процессуальный характер и не затрагивающие существа дела.

В виде постановления принимаются решения по существу дела.

Так, при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении на стадии подготовки к рассмотрению дела.

Если представленные материалы по делу с достаточной полнотой отражают обстоятельства совершения правонарушения и содержат необходимые сведения о лице, его совершившем, то выносится определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (основная стадия производства в суде).

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, и установление объективной истины.

Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Далее устанавливается факт явки.

Также выясняется, извещены ли в установленном порядке участники производства по делу и каковы причины их неявки, решается вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего и некоторых иных лиц. Затем рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

В случае продолжения рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости — и другие материалы дела.

Далее заслушиваются объяснения физического лица или законного представителяюридического лица, привлекаемых к ответственности, показания других лиц, участвующих в производство по делу.

Затем заслушиваются пояснения специалиста и заключение эксперта, если они были привлечены к участию в производстве по делу, исследуются иные доказательства.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два вида постановлений: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Этот перечень является исчерпывающим и иных постановлений быть не может.

Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, рассматривающим дело, но не более чем на месяц, для этого выносится мотивированное определение.

Источник: https://lexguide.ru/administrativnyj-process/proizvodstvo-po-delam-ob-administrativnykh-pravonarusheniyakh-v-sude-printsipy-stadii-sroki.html

Судебное разбирательство по административному делу

Административное производство в судебном порядке

Решение об удовлетворении требований административного истца или отказе в их удовлетворении принимается судом если проведено судебное разбирательство по административному делу.

К данной стадии процесса приступают после подачи административного иска, принятия его к производству судом и подготовки дела административного судопроизводства.

Именно в судебном разбирательстве сторонам предоставлена возможность давать объяснения, возражения и предпринимать иные действия по доказыванию своей правовой позиции.

Судебное разбирательство по административному делу – сроки

Если административным истцом соблюдены правила подготовки и подачи административного иска, суд обязан вынести одно из следующих процессуальных решений:

  • о принятии к производству административного иска и подготовке дела к судебному разбирательству. Судьей такое решение должно быть принято в течение 3 дней с даты поступления административного иска, копии иска и приложения к нему направляются административному ответчику;
  • об отказе в принятии административного иска. Основания принятия такого решения установлены ст. 128 КАС РФ, выносится оно в форме мотивированного определения, на которое может быть подана частная жалоба, так как повторная подача такого же административного иска более не допускается.
  • об оставлении административного искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в т.ч. касательно прилагаемых к иску документов и правильного определения такого вида судебных расходов, как госпошлина. Соблюдение установленного судьей срока для исправления ошибок обязательно, иначе административный иск будет возвращен и считаться не поданным. Когда исправленное административное исковое заявление или необходимые документы поступят в суд, его принимают к производству, причем срок рассмотрения дела течет с даты подачи первоначального административного иска.
  • о возвращении административного иска. В частности, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования административного спора, при нарушении правил подсудности и др. (ст. 129 КАС РФ).

Срок рассмотрения административного дела, по общему правилу, не должен превышать 2 месяцев с даты поступления в суд административного иска (если в первой инстанции по правилам подсудности дело рассматривает Верховный суд – 3 месяцев).

Указанный срок может быть продлен председателем суда, в котором рассматривается дело на срок до одного месяца.

Административному истцу же предоставлена возможность воспользоваться правом подать заявление об ускорении рассмотрения административного дела (подробнее – ст. 10 КАС РФ).

Судебное разбирательство по административному делу – порядок

Стороны и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания повестками или иным способом, которые позволяет фиксировать факт получения ими информации.

Судебное разбирательство по административному делу осуществляется устно, кроме рассмотрения в порядке упрощенного производства.

В суд необходимо взять документы, удостоверяющие личность, для представителя – оригинал доверенности и диплом о наличии высшего юридического образования, документы, которые не были приложены к иску, но которые лица намереваются приобщить к делу (и копии их для вручения административному ответчику).

Судебное разбирательство начинается с открытия судебного заседания судьей, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, и разъясняются их права. Если имеются основания для отвода судьи, их лучше заявить непосредственно на указанной стадии.

Выступать в суде, давать пояснения, обращаться с вопросом можно только с разрешения судьи.

Свидетели по административному делу должны быть удалены из зала суда до их допроса, поэтому ходатайство о вызове свидетеля должно быть заявлено сторонами после открытия судебного заседания (если они присутствуют в зале).

После доклада судьи об административном деле, существе требований административного истца заслушиваются, соответственно, административный истец, административный ответчик, а затем заинтересованные лица. Все они могут задавать друг другу вопросы, равно как и суд.

Затем судебное разбирательство продолжается исследованием письменных и вещественных доказательств, имеющихся в административном деле, в ходе которого стороны также вправе давать пояснения.

Судебные прения как стадия судебного разбирательства по административному делу заключаются в выступления административных истца и ответчика, последняя реплика в которых всегда принадлежит административному ответчику.

Ссылаться на доказательства, которые не были исследованы, в судебных прениях нельзя.

Но закон содержит правило, согласно которому, если судья сочтет нужным выяснить какие-то обстоятельства дополнительно, он может вынести определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу, т.е. возвращению к началу судебного разбирательства.

После окончания судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, после чего оглашается решение суда по административному делу.

Отложение судебного разбирательства административного дела

Описанная выше схема судебного разбирательства является наиболее оптимальной, так как является достаточно быстрым способом защиты нарушенного права. Однако в ряде случае суд может вынести определение об отложении судебного разбирательства административного дела:

  • вследствие необходимости осуществить иные процессуальные действия (назначение экспертизы, приглашение специалиста и др.);
  • одна из сторон ходатайствует о представлении дополнительных доказательств;
  • суд признает обязательной явку лица, которое отсутствует в судебном заседании при условии надлежащего извещения;
  • невозможность рассмотрения дела в назначенном судебном заседании (по мнению суда).

В таких случаях суд выносит соответствующее определение, назначает дату и время нового судебного заседания, а судебное разбирательство по административному делу в следующий раз начинается сначала.

Источник: https://iskiplus.ru/sudebnoe-razbiratelstvo-po-administrativnomu-delu/

Особенности административного судопроизводства: отличия, специфика | Правоведус

Административное производство в судебном порядке

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца. 

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений: 

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд.

В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев.

Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства.

При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу.

Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии.

Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания. 

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья.

Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости.

Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику.

Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям: 

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица. 

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются: 

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения.

Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства.

При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации. 

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора.

Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно.

В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия.

На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней.

В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/administrative/osobennosti-administrativnogo-sudoproizvodstva/

Порядок производства по административному делу: помощь адвоката

Административное производство в судебном порядке

   Производство по административным делам и его порядок установлен в КоАП РФ. Административное правонарушение – противоправное действие или отсутствие нужных действий, за которое определена конкретная ответственность в согласии с законом. Порядок должен неукоснительно исполняться.  

ВНИМАНИЕ: административная защита прав где Вас хотят привлечь к административной ответственности – работа наших юристов Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры».

Порядок производства по административному делу

  1. Важно соблюсти порядок возбуждения административного дела. При этом должен быть грамотно составлен протокол, то есть документ, который свидетельствует о свершении конкретного противоправного действия. Но протокол заполняется не всегда. Например, он не нужен в тех ситуациях, когда налагается штраф или выдано предупреждение.

    Составлять протокол нужно в определенные сроки. При этом общим правилом является составление документа сразу после совершения противоправного деяния

  2. Направление административного дела.

    Порядок возбуждения дела об административном правонарушении, влекущий за собой составление протокола, основывается на его направлении судье, органу, который наделен правом исследовать дело в течение определенного времени.

    Судья должен проверить, относится ли вверенная ему ситуация к его компетенции, верно ли составлены документы и так далее

  3. Заявление ходатайств в начале рассмотрения дела.

    Ходатайства на подготовительном этапе рассмотрению, например, оспаривание медицинского заключения и иных процессуальных моментов в деле – это гарантия справедливого и тщательного исследования.  Ходатайства изучаются сразу же, а о его итогах сообщается лицу, которые заявил о них

  4. Рассмотрение административного дела.

    Слушаются доводы сторон, исследуются доказательства виновности либо невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

    Если изучение дела откладывается из-за отсутствия лиц без должной на то причины, то порядок рассмотрения дела об административном правонарушении предусматривает вынос решения о том, чтобы в ближайшее время привести указанные лица.

    По правилу установлено, что рассмотрение дел происходит по месту его совершения

  5. Вынесение постановления по делу. По результатам рассмотрения суд или орган выносит решение о привлечении к ответственности и назначения наказания либо прекращает дело за отсутствием состава административного правонарушения
  6. Обжалование решения. Если сторона желает, то может воспользоваться оспариванием принятого решения, в таком случае инициируется составление и подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

Внимание: смотрите видео по защите прав в административных делах, а также подписывайтесь на наш канал , чтобы узнавать советы адвоката и получать бесплатную консультацию юриста Екатеринбурга через комментарии к ролику.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

   Ст. 27.1. КоАП РФ говорит о видах мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Указанные меры применяются, если необходимо пресечь правонарушение, составить протокол о правонарушении (при этом на месте, где выявлено правонарушение, его составить невозможно), обеспечить, чтобы административное дело было рассмотрено своевременно и правильно и чтобы было исполнено постановление.

С учетом указанных целей уполномоченное лицо может применять следующие меры:

  • доставление правонарушителя для составления протокола
  • административное задержание (применяется в исключительных случаях)
  • личный досмотр, досмотр вещей, ТС, помещений, территорий, находящихся там вещей и документов
  • изъятие вещей и документов
  • отстранение от управления ТС
  • освидетельствование на то, является ли лицо пьяным
  • медосвидетельствование на состояние опьянения
  • задержание ТС
  • арест товаров, ТС и иных вещей
  • привод
  • временный запрет деятельности
  • залог за судно, которое арестовали
  • помещение иностранцев в спецучреждение
  • арест имущества

Сроки производства по административным делам

   В КоАП РФ закреплены различные сроки, связанные с производством по административным делам.

   Так в ст. 4.5. КоАП РФ, говорится о давности привлечения к ответственности, а именно, постановление по делу должно быть вынесено до того как истечет 2 месяца со дня совершения правонарушения, а судом – до истечения 3-х месяцев. Однако, за отдельные правонарушения, которых достаточно много перечислено в указанной статье, срок давности составляет 1 год.

   В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ, если по делу проводится административное расследование, то его срок не может превышать 1 месяц со дня, когда возбуждено дело. При этом указанный срок может быть продлен до 6 месяцев.

   Таким образом, существуют общие сроки по административным делам, а по отдельным составам – сроки привлечения к ответственности могут быть иными, поэтому следует каждый раз проверять сроки по конкретной статье.

Прекращение производства по административному делу

   В ч.1.1. ст. 29.9. КоАП РФ указан исчерпывающий перечень оснований для прекращения производства по делу, а именно:

  • если имеется хоть одно обстоятельство, предусмотренное ст. 24.5. КоАП РФ, т.е. отсутствует событие правонарушения, не имеется состава, если лицо действовало в состоянии крайней необходимости, если издан акт об амнистии, истек срок давности для привлечения к ответственности и др.
  • если лицу объявлено устное замечание в соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ, т.е. когда из-за малозначительности совершенного деяния лицо освобождается от ответственности
  • если в действиях (бездействии) лица имеются признаки преступления, дело прекращается и материалы передаются прокурору или в следственные органы
  • по определенным статьям лицо может быть освобождено от ответственности с учетом примечаний к соответствующим статьям, например, если лицо добровольно сдало наркотики. Перечень статей приведен в п.4 ч.1 ст. 29.9. КоАП РФ.

Помощь адвоката по административному производству в Екатеринбурге

   Лицу, для которого юриспруденции, законы и все, что с этим связано, является малознакомым, в случае административного производства лучше обратиться к адвокату. Как не рекомендуют заниматься самолечением, также и мы не рекомендуем иногда самостоятельно предпринимать какие-либо действия в рамках административного дела.

Наши адвокаты Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры», всегда готовы оказать конкретные услуги доверителю, а именно:

  1. проконсультировать с учетом обстоятельств административного правонарушения
  2. изучить документы на предмет правильности их составления, истечения сроков давности, возможности прекращения производства по делу
  3. подготовить возражения на привлечение к ответственности
  4. подготовить жалобу на постановление о привлечении к ответственности
  5. представлять интересы доверителя в органах и в суде
  6. оказать иные юридические услуги в административном деле

Читайте еще о работе нашего административного адвоката в части Вашей защиты:

Не допустим лишение водительских прав в рамках Вашей защиты

С нами спаривание штрафов в срок

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры” А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Источник: https://katsaylidi.ru/article/proizvodstvo-po-administrativnyim-delam

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.