Органы исполнительного производства

Прокурор, государственные органы и органы местного самоуправления в исполнительном производстве | Студент-Сервис

Органы исполнительного производства

Среди основных участников исполнительного производства необходимо назвать лиц, интерес которых в исполнительном производстве носит государственный или общественный характер.

Обеспечивая своим участием защиту интересов государства и общества, эти лица тем самым активно содействуют правильному и быстрому исполнению исполнительных документов,так как государство непосредственно заинтересовано в реализации принятых судебных и иных актов, подлежащих исполнению. К таким лицам относится прежде всего прокурор.

Как верно подчеркивает Тибор Леван, прокурор “вмешивается” в процесс не в интересах одной либо другой стороны, а исключительно лишь в интересах законности.

Во многих странах Европы – Франции, Германии, государствах Восточной Европы органы прокуратуры играют заметную роль при рассмотрении и разрешении гражданских дел и исполнении судебных решений.

По польскому законодательству прокурор в стадии принудительного исполнения выступает в двух формах: возбуждение исполнительного производства и вступление в начавшийся процесс с целью защиты государственных интересов или прав определенного лица.

Предусматривается и обязательное участие прокурора в принудительном исполнении, например, при рассмотрении жалоб на действия судебного исполнителя, о наложении штрафа, при исполнении судебного решения об отобрании ребенка, при возникновении у судебного исполнителя сомнений в отношении достоверности исполнительного документа и т.д. Для прокуратуры США характерно, что она играет достаточно скромную роль в гражданском процессе и далеко не всегда использует возможности, предоставленные ей нормативными актами.

В Российской Федерации прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или в случаях, предусмотренных законом, вступить в начатое между другими лицами гражданское дело для дачи заключения по делу, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В Федеральном законе “Об исполнительном производстве”, в ГПК РФ прокурор не назван среди лиц, по инициативе которых возбуждается исполнительное производство и обжалуются действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительных документов, что представляется явным упущением законодателя, так как прокурор участвует в исполнительном производстве и на основании указанных нормативных актов, и на основании Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” от 17 января 1992 г. Участие прокурора в исполнительном производстве оправдано, поскольку, согласно определению Л.М. Ковалева, прокуратура – “по-настоящему уникальна”, она “единственная государственная структура обеспечительного механизма действия федеральных законов, основной принцип и условие функционирования которой – централизация и подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим, независимость от местной власти”.

Согласно гражданскому процессуальному законодательству прокурор вправе требовать возбуждения исполнительного производства, если он принимал участие в рассмотрении дела путем предъявления заявления, поскольку его правомочия в данном случае аналогичны тем, которыми обладает истец (взыскатель).

Как взыскатель прокурор может знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, участвовать в совершении исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, заявлять отводы, подавать заявления о направлении исполнительного документа по месту исполнения, приносить представления на действия судебного пристава-исполнителя, принимать участие в рассмотрении его судом и пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными законом (ст. 31 ФЗ “Об исполнительном производстве”, ст. 22 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”).

Однако процессуальные права взыскателя и прокурора в исполнительном производстве нетождественны. Прокурор не имеет права заключать мировое соглашение, отказываться от взыскания и совершать другие распорядительные действия, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве для взыскателя, так как прокурор защищает в исполнительном производстве не свои интересы.

Широкий спектр прав в исполнительном производстве позволяет прокурору в процессуальной форме достигать законной цели принудительного исполнения.

Но прокурорский надзор за законностью действий судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительных документов не должен носить характер “командования” принудительным исполнением, что противоречило бы специфике деятельности органов прокуратуры, выходило бы за пределы ее служебных полномочий и наносило бы вред делу реализации судебных решений и актов других органов.

Согласно действующему законодательству задача прокуратуры в стадии исполнения судебных и иных актов двуедина.

С одной стороны, прокурор обязан осуществлять надзор за законностью действий органов исполнения, чтобы исключить нарушение прав и законных интересов сторон и других лиц, участвующих в исполнении, а с другой стороны, оказывать органам исполнения и лицам, участвующим в исполнении, помощь и содействие в осуществлении действий по исполнению судебных и иных актов.

Если сравнить судебный контроль и прокурорский надзор в стадии принудительного исполнения, то между ними, несомненно, обнаруживаются общие черты и различия. Главное отличие состоит в методах и формах осуществления прокурорского надзора и судебного контроля.

Так, прокурор осуществляет надзор, главным образом, путем проведения проверок, обжалования действий судебного пристава-исполнителя по исполнению и участия в рассмотрении таких жалоб и представлений; судебный же контроль осуществляется путем рассмотрения и разрешения возникающих в ходе принудительного исполнения правовых вопросов, санкционировании действий судебного пристава-исполнителя по исполнению. В силу этого прокурор не имеет права непосредственно отменять предпринятые судебным приставом-исполнителем исполнительные действия или возлагать на него какую-либо ответственность. В связи с этим есть все основания полагать, что именно сочетанием судебно-прокурорского контроля и надзора за деятельностью судебного пристава-исполнителя и других лиц, участвующих в исполнительном производстве, обеспечиваются наибольшие гарантии правильного и четкого исполнения судебных и иных актов.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

На основании п. 4 ст.

19 Федерального закона “О судебных приставах”, предусматривающего осуществление Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами надзора за исполнением законов судебными приставами при выполнении своих функций, сложилась практика проведения проверок прокурорами деятельности судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов. В органах прокуратуры ведется отчетность, согласно которой, например, в 1997 г. прокурорами Тульской области были принесены пять частных протестов по вопросам исполнительного производства и действий судебных приставов-исполнителей по исполнению; за первое полугодие 1998 г. их число увеличилось до 52. Все протесты удовлетворены, что свидетельствует об эффективности прокурорского надзора за исполнительным производством и повышении его значимости в деятельности прокуратуры.

Согласно ГПК РФ роль и полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве ограничиваются, и прокурор полностью приравнивается к другим лицам, участвующим в деле.

Указанная тенденция, по нашему мнению, не должна отразиться на участии прокурора в исполнительном производстве.

Это утверждение подкрепляется самой практикой и поддерживается многими авторами, которые выступают за максимальное использование правозащитного потенциала всех государственных органов и прежде всего прокуратуры.

Авторы, ратующие за ограничение правоохранительной функции прокуратуры, также признают, что прокурорский надзор следует сохранить на самом важном участке – защиты прав и законных интересов граждан.

Там, где возникает опасность их нарушения, прокурор должен принять надлежащие меры. Данное утверждение в полной мере относится к правоотношениям, возникающим в исполнительном производстве. Изменения, внесенные в Федеральный закон “О прокуратуре РФ” 10 февраля 1999 г.

, предусматривающие, что “в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет… надзор за исполнением законов судебными приставами”, подтверждают правильность приведенной точки зрения.

Кроме прокурора, в определенных законом случаях в исполнительном производстве могут участвовать представители государственных органов и органов местного самоуправления.

Цель их участия в исполнительном производстве, как и в других стадиях гражданского процесса, состоит в выполнении общих обязанностей по защите государственных и общественных интересов, прав и законных интересов граждан.

В исполнительном производстве они должны содействовать более быстрому, правильному и реальному исполнению исполнительных документов.

По аналогии с предшествующими стадиями гражданского процесса следует признать, что в исполнительном производстве государственные органы и органы местного самоуправления, выступая от своего имени, пользуются правами стороны, кроме прав, связанных с распоряжением исполнения.

В действующем процессуальном законодательстве и в Федеральном законе “Об исполнительном производстве” отсутствуют нормы права, которые хотя бы в общем виде определяли, какие органы имеют право принимать участие в принудительном исполнении и в каких случаях.

В Инструкции об исполнительном производстве 1985 г. предусматривалось участие в исполнительном производстве представителей государственных органов и органов местного самоуправления при принудительном исполнении решений по отдельным категориям гражданских дел.

Так, при производстве выселения в принудительном порядке судебные исполнители привлекали представителей жилищно-эксплуатационных организаций, а в сельских местностях – представителей сельских (поселковых) Советов народных депутатов (п. 215 Инструкции об исполнительном производстве).

На основании Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР (РФ) № 5 от 26 декабря 1984 г. с изменениями и дополнениями от 29 августа 1989 г. и от 21 декабря 1993 г.

“О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР” представители органов жилищно-коммунального хозяйства должны привлекаться при исполнении судебных решений о переустройстве, перепланировке жилых и подсобных помещений, выселении, сносе и переносе строения и т.п. Согласно ст.

79 Семейного кодекса РФ и разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 27 мая 1998 г.

“О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей”, принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу, должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства. Анализ отдельных нормативных актов и сложившаяся практика позволяют утверждать, что в принудительном исполнении могут также принимать участие органы народного образования, здравоохранения, технические инспектора профсоюзов и др.

Участие представителей государственных органов и органов местного самоуправления в исполнительном производстве может быть обязательным и факультативным.

Обязательное участие указанных лиц предусмотрено в законе: как уже отмечалось, органы опеки и попечительства обязательно должны участвовать при принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу, а в необходимых случаях и представители органов внутренних дел (ст. 79 Семейного кодекса РФ). Факультативное участие осуществляется в необходимых случаях по инициативе судебного пристава-исполнителя: при отобрании ребенка и передаче его другому лицу приглашается врач для осмотра ребенка и дачи заключения о состоянии его здоровья на момент составления акта о передаче, а также педагог, который должен подготовить ребенка к передаче.

Учитывая специфические особенности исполнения судебных решений об отобрании ребенка и передаче его другому лицу, Г.М. Свердлов указывал, что “роль органов опеки и попечительства в процессе исполнения решений судов по этим делам более важна и значительна, чем роль судебного исполнителя”. Это мнение получило широкое распространение и одобрение в юридической литературе.

Таким образом, реализация государственными органами и органами местного самоуправления своих полномочий в исполнительном производстве в соответствии с законом обеспечивает необходимые условия для быстрого и реального исполнения судебным приставом-исполнителем судебных и иных актов

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/prokuror-gosudarstvennye-organy-i-organy-mestnogo-samoupravleniya-v-ispolnitelnom-proizvodstve/

Исполнительное производство: понятие, органы исполнения, участники исполнительного производства, исполнительные документы

Органы исполнительного производства

Вступивший в законную силу (а в случаях обращения к немед­ленному исполнению — и не вступивший в законную силу) судеб­ный акт должен быть исполнен обязанным лицом — должником.

Если судебный акт не исполняется добровольно, лицо, в пользу которого он вынесен, вправе обратиться в суд с заявлением о вы­даче исполнительного документа на принудительное исполнение.

Принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляется в порядке исполнительного производства.

Исполнительное производство является составной частью ме­ханизма защиты гражданского права и заключительным этапом (стадией) его реализации. Оно имеет цель, субъектный состав, объект, содержание, основания возбуждения и завершения.

Исполнительное производство представляет собой установ­ленный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов посредством использо­вания механизмов государственного принуждения, установленных законом.

Исполнение судебных актов состоит в принуждении ответчика (должника) к совершению действий, предусмотренных судебным актом (передача имущества, уплата денег и т.д.).

Принудительному исполнению по правилам, установленным за­конодательством об исполнительном производстве, и в соответствии с исполнительными документами, подлежат лишь решения о присуждении (исполнительные решения), выносимые по искам о присуждении (о взыскании с ответчика определенных денежных сумм, о выселении, о присуждении ответчика к со­вершению определенных действий и т.п.). По таким решениям истцу выдается исполнительный лист, который он предъявляет к исполнению судебному приставу-исполнителю.

Не подлежат принудительному исполнению:

1. Решения, выносимые по искам о признании (установительные решения), они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реали­зуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами; копия установительного решения служит основанием для регистрации или оформления соответ­ствующих фактов, правоотношений.

2.

Решения по делам особого производства, а также ре­шения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых (публично-правовых) отношений (например, решения суда об оспаривании гражданином решения, действия (бездей­ствия) органа государственной власти, органа местного самоуправ­ления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы).

Возбуждение исполнительного производства

Ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” устанавливает порядок возбуждения исполнительного производства.

Основания для возбуждения исполнительного производства:

1) наличие исполнительного документа и заявления взыскателя;

2) без заявления взыскателя:

· когда суд, другой орган или должностное лицо направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю;

· при вынесении в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

В заявлении может содержаться

· ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также

· ходатайство об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 ФЗ.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в 3-дн. срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в 3-дн. срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбужденииисполнительного производства.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Исполнительное производство возбуждается предъявлением исполнительных документов к взысканию. В рамках исполнительного производства обеспечивается принудительная реализация самых различных исполнительных документов, в том числе и выдаваемых судами.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными документами являются:

1) исполнительные листы, к которым прежде всего относятся исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов, т. е. решений, определений, постановлений.

Исполнительные листы выдаются судами, вынесшими соответствующее решение, например на взыскание денежных сумм, изъятие и передачу имущества.

Исполнительные листы также выдаются судами при взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления

4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам (далее — КТС). В соответствии со ст. 389 ТК РФ решение КТС подлежит исполнению в течение трех дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения КТС в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения КТС. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам КТС может восстановить этот срок.

Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд. На основании удостоверения, выданного комиссией и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав-исполнитель приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок;

5) акты Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов;

6) акты органов, осуществляющих контрольные функции, за исключением исполнительных документов, указанных в п. 4 ст.

12 Федерального закона «Об исполнительном производстве», о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;

7) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях. К таким исполнительным документам относятся постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в соответствии с Ко АН РФ (разд. V). Например, согласно его ст. 32.4 в качестве исполнительного документа о конфискации имущества судья выносит постановление;

8) постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенные в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» при совершении конкретных исполнительных действий.

Постановления судебного пристава-исполнителя выносятся по ряду вопросов, например о наложении штрафов, о взыскании суммы исполнительского сбора и других расходов по исполнению, о принудительном приводе.

К числу исполнительных документов можно отнести те постановления, которые имеют принудительную силу, т. е. в случае отказа обязанных лиц осуществляются принудительно;

9) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. К их числу можно отнести документы, устанавливающие задолженность, на которых совершены исполнительные надписи нотариусов. Исполнительная надпись представляет собой форму реализации юрисдикционных полномочий нотариуса по санкционированию бесспорного взыскания задолженности;

10) исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге. Данный вид исполнительных надписей выделен особо в связи с реформой законодательства о залоге и залоговых отношениях.

Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 850;

Источник: https://studopedia.net/8_2913_ispolnitelnoe-proizvodstvo-ponyatie-organi-ispolneniya-uchastniki-ispolnitelnogo-proizvodstva-ispolnitelnie-dokumenti.html

Исполнительное производство

Органы исполнительного производства

Добиться принудительного исполнения требований решения суда поможет исполнительное производство.

 Само существование процедуры направлено именно на то, чтобы выигравшая сторона имела способ добиться реального исполнения решения суда. А не на бумаге.

Государство создало аппарат должностных лиц, в чьи полномочия включено право осуществлять исполнительные действия и давать обязательные указания.

Исполнительное производство имеет свои основания, принципы и стадии. Регулируется Федеральным законом от 02.10.2007 г. № 228-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Как возбуждается исполнительное производство

Основанием для исполнительного производства, то есть принудительного исполнения, станет один из следующих документов (исполнительный документ):

  • исполнительный лист, который получает сторона, выигравшая дело. После вступления решения в силу;
  • вступивший в законную силу судебный приказ;
  • соглашение об уплате алиментов или его копия, удостоверенные нотариально в соответствии с законодательством РФ;
  • выданные комиссиями по трудовым спорам в соответствии с ТК РФ удостоверения;
  • акты о взыскании сумм обязательных платежей с индивидуального предпринимателя, выданные Пенсионным фондом РФ или Фондом социального страхования РФ;
  • акты иных органов власти, осуществляющих контрольные функции, когда такие требования самим должником не исполнены и на расчетных или иных счетах должника денежных средств для списания недостаточно (обязательно должны быть приложены справки банковских или иных кредитных организаций);
  • вступившие в силу постановления судов и органов государственной власти о привлечении к административной ответственности;
  • иные судебные и несудебные акты, в т.ч. постановления судебного пристава, определения суда об обеспечении иска.

К исполнительным документам закон предъявляет определенные требования, установленные ст. 13 Закона. Заинтересованное лицо может предъявить их к исполнению только в течение определенного периода. Для судебных актов – в течение 3 лет с даты вступления в силу, удостоверения комиссии по трудовым спорам – 3 месяцев и т.п.

Органы исполнительного производства

Заинтересованной стороной исполнительного производства является взыскатель. И только он может начать исполнительное производство. Ни суд, ни третье лицо (кроме представителя при наличии в доверенности такого права).

Именно взыскатель направляет в уполномоченную организацию – Федеральную службу судебных приставов – соответствующий исполнительный документ.

И не только сам документ, но и отдельное заявление о возбуждении исполнительного производства.

Именно на должностных лиц ФССП РФ возложены функции принудительного исполнения. Требования таких должностных лиц обязательны для всех государственных и негосударственных органов, организаций и физических лиц. Полномочия судебных приставов регламентированы специальным законом «О судебных приставах».

Есть случаи, когда взыскателю для исполнения вышеуказанных документов необязательно обращаться к приставам. Он может сам обратиться с исполнительным документом к одной из следующих организаций:

  • банк (иная кредитная организация). Требование должно основываться на взыскании с должника в пользу взыскателя денежных средств или об их аресте. Одновременно с исполнительным листом в банк предоставляется информация о взыскателе (установочные и паспортные данные с указанием регистрации по месту жительства и фактическом проживании, ИНН), о должнике (наименование, ОГРН, ИНН, место госрегистрации и юридический адрес), реквизиты банковского счета взыскателя, куда надлежит перечислить денежные средства;
  • участник рынка инвестиций, который ведет самостоятельно реестр ценных бумаг, или держатель реестра таких бумаг. Требование должно быть обусловлено необходимостью списания ценных бумаг на счет взыскателя. Сведения о взыскателе и должнике указываются в обязательном порядке;
  • работодатель, иная организация, которая выплачивает должнику пенсию, стипендию, любые иные периодические платежи. При этом в пользу взыскателя может взыскиваться самостоятельно сумма, не превышающая 25 000 руб., также взыскатель предоставляет сведения о себе и должнике, а также реквизиты своего счета.

Процедура исполнения решений иностранных судов имеет свои особенности.

Стадии исполнительного производства

Исполнительное производство состоит из 3 стадий:

  1. Возбуждение исполнительного производства. Инициируется оно направлением самим взыскателем. Он определяет, в какое именно подразделение направить документы. Исходя из места совершения исполнительных действий, т.е. местожительства должника или нахождения его имущества. Если они ему вдруг неизвестны, достаточно обратиться на имя главного судебного пристава (начальник службы в субъекте РФ). В течение 3 дней с даты поступления указанных документов судебный пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, копия которого направляется должнику. Должник имеет право в течение 5 дней с даты получения такой копии добровольно удовлетворить требования взыскателя.
  2. Принудительное исполнение акта, осуществление исполнительных действий. Стороны исполнительного производства обладают правами и обязанностями при реализации судебным приставом своих полномочий, в т.ч. подать жалобу на действия судебного пристава-исполнителя.
  3. Завершение исполнительного производства. Оканчивается оно в идеале фактическим исполнением должником или судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа. Есть и негативные для взыскателя способы прекращения исполнительного производства: возвращение исполнительного листа (ст. 46 Закона), ликвидация должника или признание его банкротом и т.п.

Таким образом, только в рамках исполнительного производства должностные лица могут совершать действия, которые будут способствовать принудительному исполнению судебных решений.

Источник: https://iskiplus.ru/ispolnitelnoe-proizvodstvo/

Что такое исполнительное производство ФССП

Органы исполнительного производства

Как следует из определения, исполнительное производство заключается в принудительном исполнении судебных и иных актов.

В перечень требований, которые будут исполняться в ходе производства, входит выплата задолженности, передача имущества, совершение определенных действий, розыск ребенка.

Основным нормативным актом для возбуждения и ведения производства является Федеральный закон № 229-ФЗ.

Суть исполнительного производства

Процесс взыскания долга или удовлетворения других требований завершается выдачей исполнительных документов.

К ним относятся приказы, постановления суда и исполнительные листы, нотариальные соглашения, решения комиссий по трудовым спорам, ряд иных документов.

Хотя должник обязан добровольно выполнить предписания суда или иного органа, такие случаи встречаются достаточно редко. Чтобы обеспечить принудительное исполнение законодатель предусмотрел специальную процедуру – исполнительное производство.

Суть исполнительного производства заключается в совершении процессуальных и фактических действий, направленных на исполнение требований взыскателя. Если говорить проще, в ходе производства будут предприняты меры воздействия на должника, чтобы он рассчитался по обязательствам. Предметом исполнительного производства может быть:

  • удержание периодических платежей (например, алиментов на ребенка);
  • взыскание задолженности по договорам, услугам ЖКХ, кредитам, в возмещение ущерба;
  • изъятие и передача взыскателю определенных вещей или предметов;
  • переоформление имущественных прав с должника на взыскателя;
  • понуждение должника к совершению определенных действий (например, для восстановления взыскателя на работе);
  • выселение, принудительное освобождение помещения;
  • отобрание и передача ребенка, который незаконно находился у должника.

Специальным требованием, которое может исполняться в ходе производства, является обеспечение иска. Такую временную меру вправе ввести суд, чтобы гарантировать истцу надлежащее исполнение после удовлетворения его требований. 

Исполнительное производство является официальной процедурой, со строго определенными правами, обязанностями и полномочиями взыскателя, должника, других лиц. Поэтому все стадии процедуры детально описаны в нормативных актах, должны соблюдаться специалистами ФССП. 

Нормативная база для ведения исполнительного производства

Как указывалось выше, базовым нормативным актом для возбуждения, ведения и закрытия исполнительного производства является Федеральный закон № 229-ФЗ. Он определяет:

  • перечень полномочий пристава, список возможных исполнительных действий и процессуальных документов;
  • порядок взаимодействия взыскателя, пристава, должника и других лиц, участвующих в исполнении;
  • способы и порядок оценки имущества, его реализации;
  • условия и правила обжалования незаконных действий, постановлений и бездействия должностных лиц ФССП.

В Законе № 229-ФЗ нет образцов процессуальных документов. Многие формы утверждены Приказами ФССП, нормативными актами Правительства РФ. 

При взаимодействии с приставами в ходе производства придется учитывать нормы ГПК РФ, УИК РФ. Для возмещения ущерба нужно ссылаться на нормы Гражданского кодекса РФ. По многим процессуальным вопросам разъяснения давали Пленум Верховного суда РФ, руководство ФССП. Статус и основные полномочия приставов определены Федеральным законом № 118-ФЗ.

Кто может вести производство

Так как исполнительное производство относится к государственным функциям, его может вести только специальное ведомство – ФССП (Федеральная служба судебных приставов).

С 2020 года приставы отнесены к чиновникам государственной службы, хотя на порядок ведения исполнительного производства это практически не повлияло.

Коллекторы и коллекторские агентства не могут вести производство, а их действия по взысканию не подпадают под Закон № 229-ФЗ.

Этапы исполнительного производства

Формально, Закон № 229-ФЗ позволяет исполнить решение суда или иной документ вообще без участия приставов.

В отдельных случаях взыскатель может обращаться напрямую к работодателю должника, в организацию, выплачивающую ему иные доходы.

Также для погашения задолженности можно подать документы в банк, где у должника открыты счета. В перечисленных случаях исполнительное производство не возбуждается.

Если взыскатель обращается за исполнением в ФССП, производство пройдет по следующим этапам:

  • возбуждение производства, вынесение приставом соответствующего постановления, направление копии документа сторонам;
  • стадия добровольного исполнения – на этом пристав может дать до 5 дней (кроме случаев немедленного исполнения);
  • введение обеспечительных мер и ограничений – арест имущества  и счетов, изъятие активов, наложение запретов на выезд, лишение водительских прав;
  • совершение исполнительных действий – выезд на место, подача документов на удержание, розыск должника и его имущества, направление запросов, оценка и реализация активов;
  • завершение производства по фактическому исполнению, либо по причине невозможности исполнения.

Точный перечень этапов производства зависит от особенностей взыскания и требований исполнительных документов. Например, при взыскании алиментов и других периодических платежей не обязательно проводить арест имущества и счетов. Если у пристава есть сведения о месте работы должника, туда сразу будут направлены документы на удержание.

В зависимости от требований исполнительного документа, участниками производства и заинтересованными лицами могут быть:

  • судебные приставы-исполнители – ведут производство, издают процессуальные документы, совершают исполнительные действия;
  • взыскатель – вправе требовать исполнения;
  • должник – обязан исполнить судебный или иной акт, требования и предписания пристава;
  • работодатель или иная организация, выплачивающая должника зарплату, другие виды доходов – обязаны осуществлять удержание в соответствие с постановлением ФССП, заявлением взыскателя;
  • банк, в котором у должника открыты счета и вклады – обязан наложить арест на счет, списывать поступающие средства по постановлению пристава;
  • оценщик – привлекается приставом для определения рыночной стоимости имущества для последующей реализации;
  • специализированная организация, заключившая договор с ФССП – занимается реализацией имущества должника по постановлению пристава.

Заинтересованными лицами могут быть граждане и организации, чье имущество было незаконно арестовано приставом. Они могут требовать исключения вещей и предметов из описи, в том числе в судебном порядке.

Варианты завершения производства

Основания для закрытия исполнительного производства указаны в Федеральном законе № 229-ФЗ. Выделим наиболее распространенные причины для окончания дела:

  • фактическое исполнение, т.е. полное погашение задолженности или удовлетворение других требований взыскателя;
  • смерть взыскателя или должника, если законом не допускается правопреемство или наследование;
  • ликвидация организации-должника;
  • невозможность исполнения по причине отсутствия сведений о должнике, имущества и доходов (это не лишает взыскателя возможности повторно обращаться в ФССП);
  • отмена исполнительного документа по жалобе должника, иных лиц;
  • другие основания, указанные в законе.

Все процессуальные вопросы, связанные с возбуждением, приостановлением, окончанием и прекращением исполнительного производства, решаются путем издания постановлений. Этот документ вправе обжаловать взыскатель, должник, другие заинтересованные лица.

Автор статьи

Источник: https://Pristav-Russia.ru/blog/chto-takoe-ispolnitelnoe-proizvodstvo/85.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.