Основанием для привлечения к административной ответственности является

Содержание

newinspire

Основанием для привлечения к административной ответственности является

Основания административной ответственности

Существуют три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное основания.

Отсутствие любого из них исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности.

Юридическое основание административной ответственности — это предусмотренность ее за конкретные правонарушения в действующем законодательстве.

Фактическим основанием административной ответственности служит конкретное в полном составе составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом.

Процессуальным основанием административной ответственности является составленный уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом.

Административным правонарушением как фактическим основанием административной ответственности признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административное правонарушение характеризуется следующими обязательными признаками:

во-первых, любое административное правонарушение — это деяние, то есть объективно выраженное действие или бездействие;

во-вторых, это деяние, посягающее на любой из перечисленных в ст. 1.2 КоАП РФ общих родовых объектов посягательств;

в-третьих, административным правонарушением признается лишь виновное деяние, и отсутствие вины в действиях (бездействии) физических и юридических лиц полностью исключает возможность квалификации их поведения в качестве административного правонарушения.

При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ);

в-четвертых, это деяние противоправное, за совершение которого действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

Содержащее все признаки административного проступка деяние может быть фактическим основанием административной ответственности лишь тогда, когда оно находится в полном соответствии с условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее).

Условия административной ответственности

Условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее) является наличие или соответственно отсутствие следующих обстоятельств: умышленной или неосторожной вины (ст. 2.2 КоАП РФ), возраста, по достижении которого наступает административная ответственность (ст. 2.

3 КоАП РФ), соблюдение давностных сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), состояние крайней необходимости (ст. 2.7), невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ), смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ст. 4.2, 4.

3 КоАП РФ), а по некоторым составам административных правонарушений также причинная связь между противоправным действием и наступившими последствиями.

Признаваемое административным правонарушением действие (бездействие) по своей объективной стороне является антиобщественным вредоносным деянием, дезорганизующим систему общественных отношений, но, в отличие от преступления, оно не рассматривается государством в качестве общественно опасного деяния.

При этом граница между антиобщественной вредоносностью административного правонарушения и общественной опасностью преступления устанавливается при формулировании составов административных правонарушений законодателем (а не правоприменителем), причем зачастую достаточно точно и четко.

Хищение чужого имущества, например, стоимостью до пяти минимальных размеров оплаты труда признается административным правонарушением (мелким хищением, ст. 7.27 КоАП РФ), а выше этого размера — преступлением.

Источник: http://newinspire.ru/l/3/33/763-osnovaniya-i-usloviya-administrativnoj-otvetstvennosti.html

Основания и порядок привлечения к административной ответственности

Основанием для привлечения к административной ответственности является

Порядок привлечения к административной ответственности регламентируется положениями Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). Согласно ч.1 ст.2.

3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. В соответствии со ст.4.

1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Согласно п.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в ч.1 ст.4.2 КоАП РФ, например, имущественное положение лица, неполучение им стипендии и отсутствие другого дохода.

Однако, для того, чтобы данные обстоятельства были приняты в качестве смягчающих, лицо, привлекаемое к ответственности, должно предоставить доказательства этих обстоятельств.

Если доказательства были представлены, но должностное лицо, рассматривающее дело, не приняло их во внимание и не учло при назначении наказания лицо, привлекаемое к ответственности, может обжаловать постановление по делу и просить смягчить наказание. В течение 10 суток со дня получения копии постановления по делу об административном правонарушении оно может быть обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности или его представителем.

Постановление может быть обжаловано и по другим основаниям в соответствии с требованиями гл. 30 КоАП РФ.

Существуют три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное основания. Отсутствие любого из них исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности.

Юридическое основание административной ответственности – это предусмотренность ее за конкретные правонарушения в действующем законодательстве.

Фактическим основанием административной ответственности служит конкретное в полном составе составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом.

Процессуальным основанием административной ответственности является составленный уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом.

Административным правонарушением как фактическим основанием административной ответственности признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Оно характеризуется следующими обязательными признаками:

– во-первых, любое административное правонарушение – это деяние, то есть объективно выраженное действие или бездействие;

– во-вторых, это деяние, посягающее на любой из перечисленных в ст. 1.2 КоАП РФ общих родовых объектов посягательств;

– в-третьих, административным правонарушением признается лишь виновное деяние, и отсутствие вины в действиях (бездействии) физических и юридических лиц полностью исключает возможность квалификации их поведения в качестве административного правонарушения.

При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ); в-четвертых, это деяние противоправное, за совершение которого действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

Содержащее все признаки административного проступка деяние может быть фактическим основанием административной ответственности лишь тогда, когда оно находится в полном соответствии с условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее).

Условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее) является наличие или соответственно отсутствие следующих обстоятельств: умышленной или неосторожной вины (ст. 2.2 КоАП РФ), возраста, по достижении которого наступает административная ответственность (ст. 2.

3 КоАП РФ), соблюдение давностных сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), состояние крайней необходимости (ст. 2.7), невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ), смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ст. 4.2, 4.

3 КоАП РФ), а по некоторым составам административных правонарушений также причинная связь между противоправным действием и наступившими последствиями.

Признаваемое административным правонарушением действие (бездействие) по своей объективной стороне является антиобщественным вредоносным деянием, дезорганизующим систему общественных отношений, но, в отличие от преступления, оно не рассматривается государством в качестве общественно опасного деяния.

При этом граница между антиобщественной вредоносностью административного правонарушения и общественной опасностью преступления устанавливается при формулировании составов административных правонарушений законодателем (а не правоприменителем), причем зачастую достаточно точно и четко.

Хищение чужого имущества, например, стоимостью до пяти минимальных размеров оплаты труда признается административным правонарушением (мелким хищением, ст. 7.27 КоАП РФ), а выше этого размера – преступлением.

Под составом административного проступка понимается установленная законодателем совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением.

Состав любого административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента его характеристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения.

Источник: https://studopedia.ru/10_48188_osnovaniya-i-poryadok-privlecheniya-k-administrativnoy-otvetstvennosti.html

Административная ответственность: основания, условия. Административное правонарушение

Основанием для привлечения к административной ответственности является

Для привлечения к административной ответственности конкретного субъекта необходимо наличие трех взаимосвязанных оснований: юридического, практического и процессуального. В случае отсутствия хотя бы одного основания из перечня невозможна даже постановка вопроса о привлечении субъектов к админ. ответственности.

Юридические основания административной ответственности подразумевают наличие соответствующей правовой нормы, которая предусматривает привлечение к ответственности за конкретное правонарушение.

Фактическое основание для привлечения к административной ответственности предполагает наличие конкретного противоправного деяния со всеми признаками административного правонарушения, совершенного субъектом.

Процессуальное основание – это протокол административного нарушения, совершенного субъектом, который составляется уполномоченным представителем органа исполнительной власти.>

Определение 1

Противоправные, виновные действия или бездействия юридического или же физического лица, за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена админ. ответственность, называются административным правонарушением.

Признаки административного правонарушения

Административные правонарушения обладают совокупностью обязательных признаков:

  • административное правонарушение является деянием, то есть объективно выраженным действием или бездействием;
  • деяние должны посягать на родовой объект посягательства, указанный в ст.1 КоАП;
  • административными правонарушениями могут быть признаны только виновные деяния. Если же вина в действиях или бездействиях субъекта отсутствует, то такое деяние не может быть классифицировано, как админ. нарушение;

Замечание 1

Юридическое лицо может быть привлечено к ответственности за административное правонарушение если будет установлен факт того, что у него были все возможности для того, чтобы соблюсти правила и нормы, нарушение которых приводит к админ. ответственности, но данное лицо не приняло необходимые меры для их соблюдения.

  • деяние должно быть противоправным, и за него предусматривается ответственность согласно КоАП РФ.

Основания для освобождения от административной ответственности

На основании принципов гуманизма законодательством предусмотрено освобождение лица от административной ответственности. К таким случаям относятся, к примеру:

  • причинение вреда лицом, которое действовало исходя из крайней необходимости не является основанием для открытия производства по делу об админ. нарушении;
  • освобождаются от ответственности лица, совершившие противоправное деяние, находясь в невменяемом состоянии;
  • правонарушитель возрастом 16 – 18 лет может быть освобожден от ответственности за проступок решением комиссии по делам несовершеннолетних. В таком случае могут применятся иные, закрепленные законодательно, меры воздействия.>

В процессе определения меры наказания за административное правонарушение принимаются во внимание срок давности, обстоятельства, способные смягчить или усугубить ответственность, а также, в отдельных случаях, причинные связи между противоправным деянием и последствиями.

Административное правонарушение в объективной части представляет собой антиобщественное вредоносное деяние, направленное на дезорганизацию системы общественных отношений.

Главным его отличием от преступного деяния является то, что оно не классифицируется государством, как общественно опасное деяние. Границы, разделяющие антиобщественную вредоносность админ.

нарушения и общественную опасность преступного деяния достаточно четко установлены законодателем посредством формулировок состава админ. нарушений.

Пример 1

Если отсутствуют признаки преступления, обозначенные в ст. ч. 2–4 ст. 158, ч. 2–4 ст. 159, ч. 2–4 ст. 159.1, ч. 2–4 ст. 159.2, ч. 2–4 ст. 159.3, ч. 2 и 3 ст. 159.4, ч. 2–4 ст. 159.5, ч. 2–4 ст. 159.6 и ч. 2 и 3 ст.

160 УК РФ в случаях, если рассматривается хищение чужого имущества (кража, мошенничество, присвоение или растрата), предполагается административный штраф до 5-ти кратного размера от стоимости похищенной собственности и не меньше 1 тыс.

рублей или наказание в виде административного ареста на срок 15 суток.

Опиши задание

Состав административных правонарушений, объекты и субъекты

Определение 2

Законодательно установленный комплекс признаков, определяющих противоправное деяние, как административное правонарушение, называется составом административного правонарушения.

В состав административных правонарушений должны входить 4 обязательных характеризующих его компонента: объект и объективная сторона админ. правонарушения, а также его субъект и субъективная сторона.

В качестве объектов в административных правонарушениях выступают отношения, посягательство на которые осуществлялось соответствующим деянием. Административным правом предусмотрено выделение и разделение объектов админ.

правонарушений на родовые, видовые и непосредственные, являющимися частями целого. Кодекс об административных правонарушениях перечисляет 10 общих рядовых объектов. Главами особенной части кодекса сформулированы видовые объекты.

Соответствующие главы составлены на основе двух основных критериев: одни составы правонарушений сгруппированы на в соответствии с содержанием общественных отношений, подвергшихся посягательствам, другие в соответствии с областью, отраслью или сферой управления государством.

Непосредственный перечень объектов посягательства представлен конкретными статьями особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Под объективной стороной административных правонарушений подразумевается комплекс признаков и характеристик содержательной стороны деяний, среди которых: направленность действий, последствия и их причинная связь, а также время, орудия, средства и обстановка, в которой совершено правонарушение.

В качестве субъекта при административных правонарушениях выступают физические и юридические лица, совершившие данное противоправное деяние.

Замечание 2

Непосредственно нарушитель не выступает элементом в составе административного правонарушения, такими элементами являются характеристики его административной правосубъектности, например возраст и должность.

Стоит различать понятия «субъект админ. правонарушения» и «субъект админ. ответственности». В качестве субъекта действий (бездействия) всегда выступает конкретное физ. лицо, а в качестве субъекта админ. ответственности могут выступать юридические лица.

Субъективная сторона административного правонарушения выражает вину субъекта правонарушения и, в отдельных случаях, мотивы и цели деяний. Вина бывает умышленная и неосторожная.

Умышленным считается правонарушение, совершенное лицом, осознававщим противоправность своих действий или бездействия, предвидевшим все вредные последствия такого деяния и при этом желающим и /или допускающим наступления последних, или же относящимся к последствия с безразличием.

Неосторожным считается правонарушение, совершенное лицом, предвидевшим возможность наступления вредоносных последствий деяния, и при этом без достаточных на то оснований, рассчитывавшем предотвратить их наступление, либо же не предвидевшем таких последствий, хотя имело возможность и обязано было их предотвратить.>
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnaja-otvetstvennost-osnovanija/

О порядке привлечения к административной ответственности

Основанием для привлечения к административной ответственности является

Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения.

Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.

В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.

1. Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением нижеописываемых случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статьей 24.

5 КоАП РФ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии одного из которых исключается производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

2. Сроки составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.

3. Требования к составлению протокола об административном правонарушении.

В соответствии сост. 28.

2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении

4. Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.

Статьей 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).

5. Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.

25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.

Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ. 

ООПАЗ ГУ МВД России по Саратовской области

Источник: https://64.xn--b1aew.xn--p1ai/document/6667462

Общий порядок привлечения к административной ответственности

Основанием для привлечения к административной ответственности является
Порядок привлечения к административной ответственности детальным образом раскрывается в нормах законодательства. В статье расскажем обо всех стадиях рассмотрения дела — с момента обнаружения нарушения до вынесения постановления.

Административную ответственность в России регламентирует КоАП РФ и региональные законы, которые устанавливают ответственность в конкретных регионах. В Кодексе об административных правонарушениях закреплены условия, при наличии которых нарушителя могут наказать, а также возможные санкции.

Порядок привлечения к административной ответственности прописан в следующих статьях КоАП РФ:

  1. Ст. 2.1—фиксирует понятия «административная ответственность» и «административное правонарушение».
  2. Ст. 4.5 — определяет сроки давности, в течение которых возможно привлечение к ответственности. Общий срок составляет 2 месяца, если дело рассматривает должностное лицо, и 3 месяца, если дело рассматривает судья. Срок начинает исчисляться с момента совершения нарушения либо с момента его обнаружения должностным лицом, которое вправе привлечь к ответственности (зависит от конкретного нарушения). За некоторые правонарушения предусмотрены удлиненные сроки давности, например за бухгалтерские правонарушения срок давности равен двум годам.
  3. Ст. 28.2 КоАП РФ. Фиксирует правила составления протокола при выявлении административного нарушения. Оформлять документ должно должностное лицо, ведущее производство по делу. В некоторых случаях можно обойтись без протокола,например, протокол не оформляют, если нарушение зафиксировано камерой, либо если вы согласны с нарушением, и конкретная статья КоАП РФ позволяет не составлять протокол.
  4. Ст. 29.10 КоАП РФ. Определяет правила составления постановления по делу об административном правонарушении. На основании постановления назначается наказание по делу.
  5. Ст. 30.2 КоАП РФ. Определяет порядок обжалования постановления об административном правонарушении.

Основания для привлечения к ответственности

В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе статья «Административная ответственность».

Основание для привлечения к ответственности — наличие в ваших действиях состава административного правонарушения.

Это значит, что органы должны доказать, что в определенное время и в определенном месте именно вы совершили нарушение, у вас был определенный умысел либо вы совершили его по неосторожности, вы можете быть привлечены к административной ответственности (в частности, вам больше 16 лет).

Поводы для возбуждения административного дела:

  • видеосъемка на автоматическую камеру;
  • обнаружение вашего нарушения должностным лицом, которому КоАП РФ дает право составлять протокол;
  • поступление жалобы в орган, который имеет право привлекать к ответственности, в которой указывается на то, что вы что-то нарушили. Дело возбудят только в случае, если информация подтвердится.

Кого могут привлечь к административной ответственности

К административной ответственности привлекают вменяемых физических лиц. На момент правонарушения человек должен достичь возраста 16 лет. Соответствующее правило закреплено в ст. 2.3 КоАП РФ.

Кроме того, некоторые виды наказаний не могут быть применены к определенным людям.

Например, штраф не назначается солдатам, проходящим военную службу по призыву, а к беременной женщине не могут применить наказание в виде ареста.

Применение обеспечительных мер

В первую очередь действия государства направлены на пресечение административного правонарушения. Если оно уже произошло, могут быть применены меры для обеспечения грамотного рассмотрения дела. Вопрос регламентирует ст. 27.1 КоАП РФ.

В отношении нарушителя могут быть применены следующие обеспечительные меры:

  1. Доставление в отделение для дальнейшего разбирательства.
  2. Административное задержание.
  3. Досмотр личных вещей или транспортного средства.
  4. Изъятие вещей и документов.
  5. Отстранение от управления автомобилем.
  6. Медицинское освидетельствование на состояние алкогольного или наркотического опьянения.
  7. Перемещение машины на штрафстоянку.
  8. Временный запрет на ведение деятельности.
  9. Помещение в специальное учреждение для содержания иностранцев, нарушивших режим пребывания в РФ.
  10. Арест имущества.

Большинство мер применяется принудительно. Однако допустим ряд исключений. Например, гражданин может отказаться от медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. В этом случае человека не вправе принудительно заставлять осуществлять процедуру, однако за отказ предусмотрена административная ответственность. Наказание такое же, как для пьяных водителей.

Порядок возбуждения дела

Административное дело возбуждают с учетом положений ст. 28.1 КоАП РФ. Представитель уполномоченного органа действует по следующей схеме:

  1. Выявляет нарушение. О том, как это делают, мы писали выше.
  2. Оформляют протокол. Напоминаем, иногда это необязательно. Помимо протокола уполномоченный сотрудник может применить меры обеспечения, перечисленные выше. Например, за парковку в неположенном месте машину могут забрать на штрафстоянку.
  3. Рассматривают дело и выносят постановление. Иногда процедуру выполняют сразу же на месте совершения правонарушения. Это возможно, когда дело не должно рассматриваться в суде либо если не нужно собирать дополнительные доказательства.

Кто может возбудить административное дело

Перечень должностных лиц, имеющих право возбудить административные дела, строго ограничен. Чаще всего административные дела возбуждают сотрудники полиции. В ст. 28.

3 КоАП РФ подробно расписано, по каким именно правонарушениям те или иные должностные лица могут возбудить дело (перечень статей большой, и перечислить все просто невозможно).

Например, сотрудник полиции имеет право возбудить дело об административном правонарушении, если произошло мелкое хищение, нарушение правил дорожного движения и т. д.

Кроме полиции дела могут возбуждать должностные лица следующих органов:

  • пожарная служба;
  • государственная инспекция труда;
  • антимонопольная служба;
  • Роспотребнадзор;
  • таможенные и пограничные органы;
  • федеральное казначейство;
  • налоговая инспекция;
  • прокуратура.

Это далеко не полный список. Примечательно, что полномочия лиц, имеющих право возбуждать дела, ограничены. Например, сотрудник налоговой службы не может привлечь гражданина к ответственности за превышение скорости.

Знать о том, кто именно может возбудить дело, необходимо. Если дело возбудит тот, кто не имеет на это права, вас не смогут привлечь к ответственности, а если и привлекут, вы сможете успешно обжаловать постановление.

Итак, что нужно сделать:

  1. Понять, по какой статье вас привлекают.
  2. Уточнить, кто именно привлекает.
  3. Посмотреть в ст. 28.3 КоАП РФ список статей, по которым может возбуждать дело конкретное лицо.
  4. Если вы увидели, что должностное лицо не имеет права составить протокол, укажите об этом в жалобе на постановление либо при рассмотрении дела (до вынесения постановления).

Порядок рассмотрения дела

Делопроизводство можно разделить на несколько этапов. Изначально происходит подготовка, затем дело рассматривают по существу, а после выносят решение.

Работа ведется по следующей схеме:

  1. Выясняется, нужен ли протокол по делу. Если нет, то сразу выносится постановление. Если да, составляется протокол либо начинается административное расследование. Это специальная процедура, в ходе которой выясняются дополнительные обстоятельства нарушения. Она завершается составлением протокола или прекращением производства по административному делу.
  2. Протокол направляется тому должностному лицу, которое вправе его рассматривать, либо в суд. Далее должностное лицо, которое будет рассматривать протокол, или суд выясняет причины, препятствующие рассмотрению дела. Дополнительно проверяется, насколько корректно составлен протокол. Если он содержит неточности и нарушения, его могут отправить на доработку.
  3. Если дело подлежит рассмотрению, разрешаются ходатайства.
  4. Определяются время и место рассмотрения дела, подготавливаются извещения.
  5. Участников разбирательства оповещают о предстоящем слушании. Им сообщают время и место проведения разбирательства.
  6. Выясняются все обстоятельства произошедшего. Для этого изучают материалы, заслушиваются свидетели, специалисты, эксперты. Далее выносят итоговое решение. Его оформляют в форме постановления. Постановление может быть в пользу привлекаемого лица либо нет.

Сроки рассмотрения

Срок рассмотрения регламентирует ст. 29.6 КоАП РФ. Период напрямую зависит от вида правонарушения. В классическом случае период составляет 15 дней (если дело рассматривает должностное лицо) и 2 месяца (если дело рассматривает судья). Срок исчисляется с момента получения госорганом или должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов.

Участники судебного разбирательства имеют право подавать ходатайства и участвовать в процессе. Допустимо продление срока рассмотрения дела на месяц. В этом случае выносят мотивированное определение. По некоторым статьям пролонгация срока не допускается.

Если в результате правонарушения необходимо применить арест или выдворение, дело рассматривают в день получения протокола. Когда человека арестовали, у административного органа есть 48 часов, чтобы вынести решение.

Вынесение решения о привлечении к административной ответственности

Если материалов дела достаточно и они подтверждают, что человек, должностное лицо или организация нарушили закон, их привлекут к административной ответственности. Для этого оформляют постановление по делу.

Правила составления перечислены в ст. 29.10 КоАП РФ. В документе фиксируют:

  • сведения о лице, уполномоченном принимать решения;
  • информацию о дате и месте рассмотрения дела;
  • данные о гражданине, в отношении которого выносят решение;
  • сведения об установленных обстоятельствах;
  • ссылки на нормы действующего законодательства, подтверждающие правомерность вынесенного решения и итоговый вердикт;
  • срок, предоставляемый на обжалование.

Как обжаловать решение

В ст. 30.1 КоАП РФ говорится, что у гражданина есть право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении. Для этого необходимо обращаться в вышестоящий орган. Обжаловать решение имеют право все участники разбирательства, которых не устроил итоговый вердикт.

Чтобы начать процедуру, нужно подготовить жалобу. Точная форма документа законодательно не закреплена. Обычно в ней фиксируют участников разбирательства, информацию об инстанции, вынесшей решение, а затем излагают суть, подтверждая доводы ссылками на нормы законодательства.

На обжалование дают 10 дней с момента получения копии постановления. Если период пропущен, срок можно восстановить. Для этого необходимо одновременно с жалобой представить ходатайство. В документе нужно попросить восстановить срок, указав уважительные причины, ставшие препятствием для своевременного обжалования.

Поступившую жалобу рассматривают и затем выносят одно из следующих решений:

  • оставляют постановление без изменения;
  • вносят изменения в документ;
  • отменяют постановление и прекращают производство по делу;
  • отменяют постановление и возобновляют дело;
  • отменяют постановление и направляют дело по подведомственности.

Повторное привлечение к административной ответственности

Административное наказание применяют, чтобы побудить гражданина соблюдать закон и пресечь совершение повторных нарушений. На практике повторные нарушения допускают довольно часто. В этом случае наказание более суровое.

Если лицо в течение года после привлечения к ответственности совершит такое же или похожее нарушение, это отягчающее обстоятельство, которое увеличит наказание. Кроме того, в некоторых статьях КоАП РФ предусмотрена более суровая ответственность за повторные нарушения.

А некоторые повторные административные правонарушения переходят в сферу уголовного права. Например, повторное управление машиной в пьяном виде — это уже уголовное преступление.

***

Таким образом, общий порядок привлечения к административной ответственности строго регламентирован. Все правила закрепляет КоАП РФ. Существенные нарушения процедуры могут стать основанием для освобождения вас от административной ответственности.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Административные правонарушения и ответственность».

Источник: https://pravobez.ru/articles/Obshchii-poriadok-privlecheniia-k-administrativnoi-otvetstvennosti-86667.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.