Подведомственность дел об административных правонарушениях рб

17.2. Подведомственность дел об административных

Подведомственность дел об административных правонарушениях рб

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Подведомственностьв широком смысле слова – это опреде­лениеобъектов, на которые распространяетсявласть субъек­тов – носителей властныхполномочий.

Чтоже касается подведомственностидел об администра­тивных правонарушениях,тоона представляет собой распре­деление(закрепление) всех дел об административныхправона­рушениях между органамиадминистративной юрисдикции, ко­торыеуполномочены рассматривать дела,отнесенные законом к их компетенции, иналагать на виновных лиц административ­ныевзыскания.

Приопределении подведомственности дел обадминистра­тивных правонарушенияхнеобходимо учитывать существова­ниеразличных видов подведомственности ипорядок их после­довательноговыявления.

Выделяютследующие основные виды подведомственностидел об административных правонарушениях:

видоваяподведомственность;

территориальнаяподведомственность;

должностнаяподведомственность.

Видоваяподведомственность -это административная под­ведомственность,правила которой определяют, какой видгосу­дарственных органов или иныхобщественно-государственных объединений(к которым можно отнести, например,комиссии по делам несовершеннолетних)занимается рассмотрением кон­кретныхвидов административных дел (ст. 3.2-3.27ПИКоАП).

Видовая подведомственностьзакрепляется чаще всего однознач­но(дело рассматривается, например, толькосудом). Иногда за­конодательствомдопускается рассмотрение делаальтернатив­но, т.е. одним или другиморганом (например, дела об админи­стративныхправонарушениях, предусмотренных ст.13.13, 17.6, 18.20, 18.23 и др.

КоАП, может бытьрассмотрено должност­ным лицом органавнутренних дел или судьей).

Определиввидовую подведомственность, необходиморешить вопрос о территориальнойподведомственности. Территориаль­наяподведомственность -это административная подведом­ственность,правила которой устанавливают, какойиз органов одного вида ведает делами:по месту жительства, по месту со­вершения,по месту обнаружения или по местунахождения.

Всоответствии со ст. 3.31 ПИКоАПадминистративный процесс ведется, какправило, по месту совершенияадминистра­тивного правонарушения,находящемуся в границах соответству­ющейадминистративно-территориальнойединицы.

Допускаютсяи изъятия из этого правила.

Так, в целяхобес­печения оперативности, объективностии полноты администра­тивного процессаон может проводиться по месту обнаруженияили выявления правонарушения, по местунахождения органа, ведущего административныйпроцесс, а также по месту житель­ства(месту нахождения) лица, в отношениикоторого ведется административныйпроцесс, или большинства свидетелей.

Делаоб административных правонарушениях,предусмот­ренных ст. 15.50, 17.3, 18.7, 18.9,18.12-18.27, 18.29, 18.35, частью 4 ст. 18.36, ст. 18.38КоАП, рассматриваются по месту совершенияадминистративного правонарушения илипо месту жительства (месту нахождения)лица, в отношении которого ведетсяадминистративный процесс.

Комиссиямипо делам несовершеннолетних дела обадмини­стративных правонарушенияхрассматриваются по месту жительствалица, в отношении которого ведетсяадминистратив­ный процесс.

Делаоб административных таможенныхправонарушениях рассматриваются судомпо месту расположения таможенногооргана, должностным лицом которого былсоставлен протокол об административномправонарушении.

Делаоб административных правонарушениях,влекущих лишение права управлениятранспортным средством, могут бытьрассмотрены по месту регистрациитранспортного средства.

Делаоб административных правонарушениях,предусмот­ренных ст. 23.29-23.32, 23.55 КоАП,рассматриваются по мес­ту расположениясоединений, частей и подразделенийпогра­ничных войск Республики Беларусь.

Получивили собрав (подготовив) материалы делаоб адми­нистративном правонарушении,следует определить тех долж­ностныхлиц, кто имеет право и должен вгосударственном органе заниматьсярассмотрением конкретного дела.

Это иесть долж­ностная подведомственность.То есть должностная подведом­ственность- это административная подведомственность,допус­кающая, что в рамках органаконтролировать, ведать, решать и т.д.

могут разные должностные лица.

Оназакреплена в статьях главы 3 ПИКоАП,определяющих компетенцию конкретныхгосударственных органов, обладающихюрисдикционными полномочиями. Например,ч. 2 ст. 3.

26 ПИКоАП предусматривает, чтоот имени государственных при­родоохранныхучреждений, осуществляющих управлениезапо­ведниками и национальнымипарками, дела об административ­ныхправонарушениях вправе рассматриватьдиректор (генераль­ный директор)государственного природоохранногоучреждения и его заместители.

Источник: https://studfile.net/preview/7012582/page:61/

Тема 16. Подведомственность дел об административных правонарушениях

Подведомственность дел об административных правонарушениях рб

КоАП Республики Беларусь устанавливает систему органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Ряд органов, входящих в эту систему, создан специально для разрешения дел об административных правонарушениях (например, административные комиссии, комиссии по борьбе с пьянством); другие выполняют юрисдикционные полномочия наряду с осуществлением своих основных функций (например, сельские, поселковые исполнительные комитеты); у третьих контрольно-надзорных органов эта деятельность занимает существенный объем работы, поскольку это их функциональное назначение (например, многочисленные государственные инспекции).

Законодатель четко определил круг нарушений, за которые каждый орган (должностное лицо) правомочен налагать административные взыскания, характер и размер санкций (например, исправительные работы и административный арест могут применяться только районным (городским) народным судом (судьей)).

Система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, строится по территориальному и отраслевому принципу.

К территориальным органам, функционирующим в пределах этого или иного административно-территориального деления, относятся прежде всего административные комиссии, которые наделены широкими полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Отраслевые органытесно связаны с отраслями государственного управления. Они функционируют на основе специализации в рассмотрении конкретных дел и четкой иерархичности юрисдикционной подведомственности.

Так, за нарушение правил пожарной безопасности полномочны налагать административные взыскания: главный государственный инспектор Республики Беларусь по пожарному надзору и его заместители; старшие государственные инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору, главные государственные инспектора областей и г.

Минска по пожарному надзору и их заместители; старшие государственные инспектора областей и г. Минска; главные государственные инспектора городов, районов по пожарному надзору; главные инспектора городов, районов и объектов по пожарному надзору.

Административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов депутатов – коллегиальные органы.

Они уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, но только при наличии определенного кворума (для комиссий – не менее половины членов их состава, для исполнительных комитетов – при наличии не менее двух третей их состава).

Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, могут налагать административные взыскания в пределах предоставленных им полномочий и лишь при исполнении служебных обязанностей.

Административные комиссии являются единственными органами межведомственной компетенции в области рассмотрения дел об административных правонарушениях в самых различных сферах управления экономики, социально-культурного и административно-политического строительства. Дела об административных правонарушениях, подведомственных административным комиссиям, можно подразделить на две группы:

· дела исключительной подведомственности административным комиссиям (например, незаконное использование земель государственного лесного фонда; повреждение или уничтожение зеленых насаждений, не входящих в государственный лесной фонд; нарушение правил связи; нарушение правил по борьбе с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками и др.);

· дела об административных правонарушениях смешанной компетенции. Их правомочны рассматривать и разрешать как административные комиссии, так и другие органы, уполномоченные на это законодательством Республики Беларусь (большинство административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, на установленный порядок управления, права и свободы граждан).

Комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела об административных правонарушениях несовершеннолетних (от 16 до 18 лет), а также дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих.

Исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов депутатов рассматривают дела: о нарушении права государственной собственности на животный мир; о нарушении правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинивших ущерб животному миру; о нарушении законодательства об охране историко-культурного наследия; о потраве посевов и повреждении насаждений; о непринятии землепользователями мер по борьбе с сорняками; о нарушении порядка приобретения, хранения, передачи или продажи гражданами огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и т. п.

К компетенции народных судов (народных судей) отнесено рассмотрение дел: о незаконном приобретении или хранении наркотических средств в небольших размерах; о нарушении требования режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; о реализации продукции, загрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней; о нарушении прав граждан на информацию по вопросам, связанным с чернобыльской катастрофой; о мелком хищении государственного или общественного имущества; об уклонении от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям; об изготовлении и использовании радиопередающих устройств без разрешения; о торговле в неустановленных местах; о мелком хулиганстве и т. п.

Самую многочисленную группу органов административной юрисдикции составляют отраслевые и другие органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Они чаще всего осуществляют контрольно-надзорные функции, выявляют административные правонарушения, пресекают их, оформляют административно-процессуальные документы, необходимые для привлечения виновных к административной ответственности, разрабатывают меры по предупреждению правонарушений.

Соединение контрольно-надзорных и юрисдикционных полномочий позволяет этим органам специализироваться на борьбе с конкретными видами правонарушений (органы санитарного, ветеринарного надзора; рыбоохраны; органы железнодорожного, речного транспорта; органы государственного пожарного надзора; таможенные органы; органы Министерства обороны Республики Беларусь; органы государственного технического надзора и др.). Широкой компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях законодателем наделены органы внутренних дел.


Источник: https://infopedia.su/14xcf32.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.