Правонарушение не может иметь места если субъект

«Управление и Оптимизация Производственного Предприятия»

Правонарушение не может иметь места если субъект
В.Т.Батычко Административное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

Лекция 8. Административная ответственность

 

Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного теорией права введено понятие «состав правонарушения».

Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.

Иными словами, только при наличии определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную ответственность. Этими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых административно-деликтным правом.

Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в области государственного управления.

Родовой объект — группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. Особенная часть КоАП РФ построена следующим образом: конкретные правонарушения входят в одну из глав данной части, поскольку они собраны по родовому признаку.

В качестве родового объекта выступают права граждан; общественная безопасность и общественный порядок; общественные отношения в области государственного управления, в области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов, таможенного дела и др.

Видовой, или непосредственный, объект — конкретное общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен вред. Например, ст. 20.

1 КоАП РФ устанавливает наказание за мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах. В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан.

Каждый из перечисленных объектов является непосредственным объектом.

Необходимо подчеркнуть, что объектом посягательства административных правонарушений всегда являются общественные отношения, а не вещи материального мира (предметы, деньги, ценности, товары и т.д.).

Вещи материального мира выступают предметами и орудиями административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда ? где ? с помощью каких средств совершено правонарушение ?

Объективная сторона характеризуется противоправным действием (активным волевым поведением) или бездействием (волевым пассивным поведением).

Кроме этих элементов, при квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.

В зависимости от оконченности правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния (при этом обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется), и материальный состав.

Для квалификации деяния, имеющего материальный состав, необходимо установить, помимо действия или бездействия, наступление вредных последствий и причинную связь между ними.

Указание на последствия в некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Большинство административных правонарушений имеют формальный состав.

Субъект административного правонарушения — это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное правонарушение.

Индивид—это физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.

Административную ответственность несет нарушитель, который к моменту совершения административного правонарушения достиг 16-летнего возраста (общее правило).

Организация приобретает административную деликтоспособность с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

Помимо общего субъекта определяются:

специальный субъект — правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, несовершеннолетний, родители несовершеннолетних детей, иностранный гражданин или лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо и т. д.);

особый субъект — лицо, совершившее административный проступок, но который, как правило, несет не административную, а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, которые несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами.

Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов на общих основаниях несут административную ответственность лишь за некоторые административные правонарушения, установленные КоАП.

В остальных случаях их ответственность регламентирована нормативными актами, устанавливающими порядок прохождения службы в указанных органах.

В то же время к указанным лицам, согласно КоАП, не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, административный штраф.

Субъективная сторона административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотивы цель:

вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.

Формы вины — умысел и неосторожность.

Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Неосторожность в свою очередь может проявляться как:

— небрежность. Правонарушитель не осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела;

— самонадеянность. Правонарушитель осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий.

Кроме вины как основного признака, в субъективную сторону правонарушения включаются также:

мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение);

цель — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).

Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Знание вопросов юридического состава административного правонарушения имеет практическое значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать административный проступок, приводит к реализации принципа неотвратимости наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения лица к административной ответственности.

Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница

Источник: http://producm.ru/books/national_municipal_management_books/book1/p30/

Субъект административного правонарушения

Правонарушение не может иметь места если субъект
Субъекты административного правонарушения – это те, граждане, иностранцы, должностные или юридические лица, кого привлекают к ответственности. Об особенностях ответственности различных категорий субъектов административного права читайте далее.

В отличие от уголовной, административная ответственность распространяется не только на людей, но и на целые организации, то есть юридические лица.

Таким образом, сразу два вида субъектов административного правонарушения относятся к категории общих субъектов, а именно:

  1. Физические лица, к которым относятся:
    • граждане России;
    • иностранцы;
    • лица, не имеющие гражданства (апатриды).
  2. Юридические лица — как российские, так и иностранные организации, действующие на территории России, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

    При этом физические лица как субъекты административной ответственности помимо гражданства классифицируются еще и по профессиональному признаку (тогда их еще называют специальными субъектами административных правонарушений):

  • военнослужащие и приравненные к ним граждане.

Рекомендуем к прочтению статью на сайте КонсультантПлюс “Субъект административного правонарушения и субъект административной ответственности: сходство и различие”. Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете оформить пробный онлайн-доступ бесплатно! Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.

Должностные лица, как субъекты административной ответственности

В соответствии с примечанием к статье 2.

4 КоАП РФ должностными лицами признаются представители власти, а также сотрудники организаций, в силу своих служебных обязанностей исполняющие организационно-распорядительные или административные функции.

Это значит, что они либо занимают руководящие должности, либо отвечают за материальные ценности. Только в этих случаях они выступают в качестве субъектов административного правонарушения, имеющих специальные признаки.

https://www.youtube.com/watch?v=JPZGEkCvGv4

Иными словами, это руководители различного звена, в том числе занимающие должности на государственных и муниципальных предприятиях, в вооруженных силах и т. д.

Как правило, для должностных лиц предусмотрены повышенные меры ответственности по сравнению с рядовыми гражданами. Например, за нарушение требований к порядку продажи некоторых товаров (статья 14.

15 КоАП РФ) продавец заплатит штраф как физическое лицо — в сумме от 300 до 1 500 рублей, тогда как должностное лицо, то есть администратор или руководитель торгового учреждения, — от 1 000 до 3 000 рублей.

Важно: за правонарушения, совершенные не в связи с профессиональной деятельностью (например, нарушение ПДД и т. д.), должностные лица несут ответственность как физические.

Военнослужащие, как субъекты административной ответственности

Статья 2.5 КоАП РФ относит к категории военнослужащих и приравненных к ним лиц не только кадровых военных, но и граждан, призванных на военные сборы (исключительно в период их проведения), а также сотрудников других организаций, предполагающих ношение погон и присвоение специальных званий:

  • Следственного комитета РФ;
  • Полиции;
  • Уголовно-исполнительной системы;
  • Таможни;
  • МЧС.

Важно: речь идет только об аттестованных работниках указанных учреждений.

За большинство правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, военнослужащие и приравненные к ним лица несут дисциплинарную ответственность, то есть административному наказанию не подлежат.

Исключение составляют нормы, перечисленные в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ, когда военнослужащие выступают субъектами административного правонарушения. Среди них — нарушения в области избирательного права, противопожарной безопасности, ПДД и т. д.

Физические лица, как субъекты административной ответственности

В соответствии с КоАП РФ физические лица привлекаются к ответственности, если отвечают двум признакам субъекта административного правонарушения:

  • достигли возраста, с которого наступает ответственность;
  • являются вменяемыми.

Возрастной ценз административной ответственности

Равно как и уголовная, административная ответственность наступает с 16 лет. При этом, в отличие от УК РФ, КоАП РФ не предусматривает никаких исключительных случаев, снижающих возраст.

То есть если в уголовном праве за некоторые преступления граждане подлежат ответственности с 14 лет, то в административном действует только один возрастной порог.

Именно поэтому субъектом административного правонарушения может стать лицо, достигшее возраста 16 лет.

Важно: несовершеннолетние правонарушители (от 16 до 18 лет) по решению КДН (комиссии по делам несовершеннолетних) могут быть освобождены от наказания с применением к ним иных мер воздействия. Это возможно с учетом различных обстоятельств и исходя из тяжести проступка.

Вменяемость

В силу статьи 2.8 КоАП РФ физическое лицо, признанное невменяемым, не подлежит привлечению к административной ответственности. Факт вменяемости устанавливается судом на основании заключения психиатрической экспертизы, которая определяет, мог ли правонарушитель в момент совершения проступка руководить своим поведением, понимал ли опасность действий и т. д.

Если ответы на эти вопросы будут отрицательными, суд почти наверняка сделает вывод об отсутствии вменяемости и освободит виновного от наказания. Таким образом, лицо, признанное невменяемым, к ответственности не привлекается, а значит, не может считаться субъектом административного правонарушения.

Юридические лица, как субъекты административной ответственности

Перечень санкций для юридических лиц несколько иной, чем для граждан. В него входят:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • приостановление деятельности на определенный срок;
  • конфискация предмета правонарушения или орудия его совершения.

Тогда как физические лица, помимо указанных мер, могут быть подвергнуты аресту, обязательным работам, дисквалификации (в случае с должностными лицами) и т. д.

Большинство статей КоАП РФ содержат ссылку на применение нормы к определенным субъектам административного правонарушения —например, только к физическим или только к юридическим лицам либо к любому правонарушителю с разграничением санкций. Если же такого указания нет, организации являются субъектами административного правонарушения на тех же основаниях, что и граждане.

Важно: согласно статье 2.10 КоАП РФ, в случае преобразования или смены собственника юридического лица административная ответственность наступает в следующем порядке:

  • при слиянии ответственность несет вновь возникшая организация;
  • при присоединении — присоединившее юрлицо;
  • при разделении — правопреемник (то есть организация, принявшая на себя, согласно разделительному балансу, все права и обязанности прежнего предприятия).

Таким образом, субъекты административной ответственности могут быть разными. Это и физические, и юридические лица, а также должностные лица, военные, иностранцы. Для каждого субъекта КоАП РФ предусматривает определенные виды наказаний. Например, для физических лиц возможен арест, а для юридических – приостановление деятельности. Для иностранцев возможно выдворение с территории РФ.

Еще больше материлов по теме в рубрике: “Административные правонарушения и ответственность”.

Источник: https://pravobez.ru/articles/Subieekt-administrativnogo-pravonarusheniia-91739.html

Состав административного правонарушения

Правонарушение не может иметь места если субъект

Состав административного правонарушения – это совокупность его главных, определяющих признаков, выделенных административным законодательством как типичные и в то же время достаточные для возложения административной ответственности.

Он включает четыре элемента: субъект, субъективная сторона, объект и объективная сторона. Рассмотрим их по порядку.

1. Субъект – это физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение (понятия физического и юридического лица изучены в разделе “Гражданское право”). Субъект может быть общим или специальным.

Общий субъект. В соответствии с п. 2) ст. 24.5 КоАП состав административного правонарушения отсутствует в случаях:

а) недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности (согласно п. 1 ст. 2.3 КоАП – 16 лет);

б) невменяемости физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); в соответствии со ст. 2.8 КоАП лицо считается находившимся в состоянии невменяемости, если оно:

– не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими (психологический или юридический критерий невменямости);

– вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (медицинский или биологический критерий невменяемости).

Таким образом, общим субъектом административного правонарушения физическое лицо будет только при наличии вменяемости и достижении определенного возраста.

Особенностям административной ответственности юридических лиц посвящена ст. 2.10 КоАП.

Кроме наличия общей административной деликтоспособности (т. е. способности быть субъектом административного правонарушения вообще) некоторые составы Особенной части (разд. II КоАП) предусматривают дополнительные признаки, которыми должен обладать субъект конкретного вида административного правонарушения. В таких случаях говорят о специальном субъекте.

Из физических лиц к ним относятся должностные лица (например, по п. 1 ст. 19.17 Незаконное изъятие паспорта), иностранные граждане и лица без гражданства (например, по п. 2 ст. 18.4 Нарушение режима в пунктах пропуска через государственную границу), водитель (например, по ст. 12.

3 КоАП Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения) и т.д. Специальными субъектами-юридическими лицами могут быть биржи (например, по п. 3 ст. 14.24 Нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле), банк или иная кредитная организация (например, по ст. 15.

10 Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда), транспортная или иная организация, осуществляющая международную перевозку (например, по п. 1 ст. 18.14 КоАП Незаконный провоз лиц через Государственную границу РФ) и т. д.

Специальными субъектами некоторых административных правонарушений могут оказаться как физические, так и юридические лица: перевозчик (например, по п. 1 ст. 16.6 Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы), эмитент (например, по ст. 15.17 КоАП Недобросовестная эмиссия ценных бумаг) и т.п.

2. Субъективная сторона – это внутреннее, психическое отношение субъекта к противоправному деянию и его вредным последствиям. Единственный обязательный признак субъективной стороны административного правонарушения – это вина в форме умысла или неосторожности. Формы вины определены в ст. 2.2 КоАП:

1) умышленная – когда лицо сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало либо сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично;

2) неосторожная вина – когда лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности их наступления, хотя должно было и могло их предвидеть.

Некоторые статьи Особенной части предусматривают только умышленную (например, ст. 7.17, 19.16, 21.7 КоАП) либо только неосторожную (например, ст. 7.26 КоАП) вину. Для большинства административных правонарушений форма вины не указана, т. е. она может быть любой.

Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП для признания виновным юридического лица необходимо установить 2 факта:

а) у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность,

б) им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Некоторые составы административных правонарушений выделяют и другие признаки субъективной стороны, например, ст. 20.3 КоАП Демонстрирование фашистской атрибутики или символики – цель, которой может быть только пропаганда такой атрибутики или символики.

3. Объект – то, на что посягает нарушитель своим противоправным деянием. Некоторые из глав Особенной части (разд. II КоАП) объединяют составы административных правонарушений по родовому объекту, которым могут быть: права граждан (гл.

5), здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность (гл. 6), институты государственной власти (гл. 17), порядок управления (гл. 19), общественный порядок и общественная безопасность (гл. 20 КоАП).

4. Объективная сторона – это внешнее проявление административного правонарушения в объективной действительности. Она включает:

1) само деяние в форме действия (активная форма деяния), бездействия (пассивная форма деяния), либо смешанного бездействия (ненадлежащее исполнение, например, по ст. 15.14 КоАП Нецелевое использование бюджетных средств);

2) вред, причиненный деянием, и причинная связь между деянием и вредом являются квалифицирующими признаками материальных составов административных правонарушений (например, по ст. 14.21 КоАП Ненадлежащее управление юридическим лицом должно быть уменьшение собственного капитала и (или) возникновение убытков);

3) иные признаки объективной стороны предусматриваются отдельными статьями Особенной части (например, место – ст. 20.20 КоАП Распитие алкогольной и спиртсодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах).

Источник: https://studopedia.ru/7_56680_sostav-administrativnogo-pravonarusheniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.